19 января 2017 г.

Инструментарий  мониторинговых исследований  оценки качества образования и обработка  полученных результатов


Необходимость построения системы мониторинга  качества образования заставляет отдельно рассмотреть вопрос о требованиях к используемым в такой системе диагностическим средствам: методикам, материалам, способам обработки и представления результатов. Другими словами, к инструментарию мониторинговых исследований.
Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов, таблицы для фиксации результатов обследования.
К числу требований, предъявленных к инструментарию, относятся:
·                    - обеспечение полноты предмета и объектов наблюдения;
-эффективное сочетание возможных методов и способов сбора информации;
-обеспечение актуальности и оперативности анализа поступающих данных;
-соответствие полученных результатов современной методологической и методической базе;
-возможность проведения сопоставительных и сравнительных исследований по уровням образовательной системы – общего, дошкольного и дополнительного образования;
-практическую применимость полученных результатов.
К основным принципам разработки и использования инструментария мониторинга возможно отнести следующие принципы:
- необходимость учета общеупотребимых сегодня в науке характеристик качества “инструментария”, основные из которых называются “валидностью” и “надежностью”. (Валидность “инструментария” – это его способность оценивать именно то свойство, для которого он используется. Надежность – это способность “инструментария” количественно точно оценивать соответствующее свойство);
- необходимость учета того, что каждый тест (или другой контрольный измерительный материал) проверяется на определенной группе людей (“выборке”), следовательно, ориентирован на ее “аналоги”.
- необходимость комплексного подхода к оценке результата “измерения”, поскольку данный результат – следствие взаимодействия среды (школы, семьи и других общественных институтов) с характером, знаниями, способностями, мотивациями и состоянием обучающегося в данный конкретный момент.
К основным правилам, которые необходимо соблюдать при разработке и использовании инструментария мониторинга следует отнести следующие правила:
- для получения наиболее достоверных выводов по итогам мониторинга  необходимо разумное дополнение информации, полученной с помощью объективных методов оценки, информацией, получаемой с помощью научно обоснованных субъективных методов оценки;
- только корректное, уважительное отношение к оцениваемому лицу гарантирует от превышения допустимой погрешности измерения.
В практике уже существуют апробированные средства оценки (методики, программное обеспечение и др.) и алгоритмы их применения, которые обеспечивают достаточно валидную и надежную оценку показателей качества деятельности образовательных организаций, отражающих результативность обеспечения этой деятельностью личностного развития обучающихся.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования, тестирования, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические методы исследования с использованием статистических пакетов прикладных программ.