Инструментарий мониторинговых исследований оценки качества образования и обработка полученных результатов
Необходимость построения системы
мониторинга качества образования заставляет
отдельно рассмотреть вопрос о требованиях к используемым в такой системе
диагностическим средствам: методикам, материалам, способам обработки и
представления результатов. Другими словами, к инструментарию мониторинговых
исследований.
Инструментарий
– это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых
результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности
проведения диагностики, система оценивания ответов, таблицы для фиксации
результатов обследования.
К числу требований, предъявленных к
инструментарию, относятся:
· - обеспечение
полноты предмета и объектов наблюдения;
-эффективное
сочетание возможных методов и способов сбора информации;
-обеспечение
актуальности и оперативности анализа поступающих данных;
-соответствие
полученных результатов современной методологической и методической базе;
-возможность
проведения сопоставительных и сравнительных исследований по уровням
образовательной системы – общего, дошкольного и дополнительного образования;
-практическую
применимость полученных результатов.
К основным принципам разработки и
использования инструментария мониторинга возможно отнести следующие
принципы:
-
необходимость учета общеупотребимых сегодня в науке характеристик качества
“инструментария”, основные из которых называются “валидностью” и “надежностью”.
(Валидность “инструментария” – это его способность оценивать именно то свойство,
для которого он используется. Надежность – это способность “инструментария”
количественно точно оценивать соответствующее свойство);
-
необходимость учета того, что каждый тест (или другой контрольный измерительный
материал) проверяется на определенной группе людей (“выборке”), следовательно,
ориентирован на ее “аналоги”.
-
необходимость комплексного подхода к оценке результата “измерения”, поскольку
данный результат – следствие взаимодействия среды (школы, семьи и других
общественных институтов) с характером, знаниями, способностями, мотивациями и
состоянием обучающегося в данный конкретный момент.
К основным правилам, которые
необходимо соблюдать при разработке и использовании инструментария мониторинга следует
отнести следующие правила:
-
для получения наиболее достоверных выводов по итогам мониторинга необходимо разумное дополнение информации,
полученной с помощью объективных методов оценки, информацией, получаемой с
помощью научно обоснованных субъективных методов оценки;
-
только корректное, уважительное отношение к оцениваемому лицу гарантирует от
превышения допустимой погрешности измерения.
В
практике уже существуют апробированные средства
оценки (методики, программное обеспечение и др.) и
алгоритмы их применения, которые обеспечивают достаточно валидную и
надежную оценку показателей качества деятельности образовательных
организаций, отражающих результативность обеспечения этой деятельностью
личностного развития обучающихся.
Для
обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования, тестирования,
интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются
математические методы исследования с использованием статистических пакетов
прикладных программ.