27 февраля 2017 г.

МОНИТОРИНГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает целевые ориентиры, к которым воспитатель поведет ребенка. Качества личности, представленные в целевых ориентирах, являются аспектами интегративной характеристики социально-личностного развития дошкольника. Мониторинг обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие. Качественное сопровождение развития ребенка, индивидуальный подход к воспитанию и обучению эффективны при организации образовательного процесса на основе педагогической диагностики (мониторинга).
По инициативе Методического центра управления образования города Макеевки, дошкольные образовательные организации №№ 4,7,19,26,124,167, 186 активно включились в мониторинговый процесс, соблюдая Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
 Основная задача педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций города Макеевки – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Педагогическая диа­гностика, как составляющая мониторинга, рассматривается педагогами, как выявление проблем развития, так и  достижений ребенка. По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов мониторинга.     Приоритетным  становится  именно качественный  анализ результатов мониторинга, который позволяет выявлять достижения ре­бенка, его трудности, особенности его развития.
Основным методом мониторинга для воспитателей дошкольных образовательных организаций является педагогическое наблюдение (чаще всего - включенное наблюдение, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем на­блюдает). Организовывая деятельность детей, в ходе взаимодействия с ними педагоги постоянно наблюдают проявления детской индивидуальности, изменения в развитии каждого ребенка, становлении личностных качеств. Поэтому последовательно у них складывается целостное представление о каждом воспитаннике. Но когда речь идет о диагностировании определенных параметров (наличие представлений, уровень общеучебных навыков, метапредметные умения и т.д.) простое наблюдение будет малоэффективным – ребенок может и не проявить именно тех умений и качеств, которых ждет воспитатель. Поэтому наблюдение педагоги дополняют другими методами – педагогическим экспериментом, беседой, изучением продуктов деятельности.
Эксперимент, как более активный, чем наблюдение, метод, позволяет получить больше информации о ребенке в короткие сроки. Следовательно, он выступает как более эффективный. В ходе эксперимента педагоги дошкольных образовательных организаций специально создают условия –  ставят перед ребенком задачу, дают задание, вовлекают в ситуацию общения,  в которых ребенок проявит определенные качества, знания и умения. Задания для дошкольников в эксперименте применяют в форме игры, привлекательной или привычной деятельности. Иногда в рамках мониторинга используют тесты и проективные техники, где ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжет­ных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толко­вание неопределенных очертаний и т. п.
Например, для изучения степени освоения детьми образовательной об­ласти «Познавательное развитие» воспитателями широко используются предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т.д. Предметные тесты позволяют получить информацию о математических понятиях и практических умениях, освоенных детьми.
Изучение интегративных качеств проходит в форме наблюдений за детьми в процессе деятельности, бесед, игровых ситуаций. А для определения уровней освоения разделов Программы «От рождения до школы» используются дидактические игры, задания, вопросы, наблюдения за деятельностью детей.
Результаты мониторинга важны не только для оценки сформированности интегративных качеств ребёнка, но и позволяют оценить деятельность педагогов в работе с дошкольниками. Стабильные результаты достигаются после проведения коррекционно-развивающей работы с детьми определённой группы.
Система мониторинга обеспечивает информацию о качестве и динамике дошкольного образования и развития ребёнка, позволяет педагогам и специалистам оценить возможности каждого воспитанника и свою собственную профессиональную деятельность, уровень своей компетенции, а также является ориентиром для дальнейшей работы с каждым воспитанником и его родителями.