14 мая 2019 г.


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Цели и задачи:
§  формирование у участников мероприятия представления о том, что входит в понятие качественного психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации;
§  совершенствование знаний об эффективном методическом координировании профилактики стрессовых состояний участников образовательных отношений в период подготовки и прохождения государственной итоговой аттестации посредством ознакомления с различными видами мониторинговых исследований психологической готовности обучающихся, родителей и педагогов к экзаменационным испытаниям.

Целевая аудитория: методисты МК (МЦ) городов (районов), заместители директоров по учебно-воспитательной работе, педагоги-психологи и классные руководители общеобразовательных организаций; участники ГИА и их родители.

Незаметно пролетел учебный год, и пришла пора подводить итоги.
Согласно статье 56 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных организаций.
Участники, формы проведения, порядок проведения государственной итоговой аттестации, правила проверки экзаменационных работ, порядок утверждения результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования определены Порядком проведения государственной итоговой аттестации по основным программам основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.01.2019 г. № 95) и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по основным программам среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 10.01.2019 г. № 23).
Предмет ответственности каждой из участвующих в организации и проведении государственной итоговой аттестации категории лиц определен не только вышеназванными приказами, но и инструктивно-методическими документами, рекомендуемыми к использованию при организации и проведении итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году.
Согласно п. 9 настоящего Порядка, Государственные экзаменационные комиссии, созданные органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (для муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность), Государственная экзаменационная комиссия, созданная при Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики (для подведомственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования), рассматривают заявления от участников по фактам нарушения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по основным программам среднего общего образования государственной итоговой аттестации.
Согласно п. 10 настоящего Порядка, участник государственной итоговой аттестации имеет право подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение двух рабочих дней, последующих за днем объявления результатов экзамена.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Однако может случиться так, что все положительные моменты ГИА не сработают в пользу выпускника, если при его подготовке не учтены важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей.
Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание, память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к сдаче ГИА, формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Указанные навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Психологическая подготовка учащихся может осуществляться как педагогом-психологом, так и классным руководителем, педагогами-предметниками, а также родителями выпускников. Задачи: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Ниже представлены материалы для определения психологической готовности и профилактики стрессовых состояний участников образовательных отношений в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации.




ЗНАКОМЬТЕСЬ, ИЗУЧАЙТЕ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ В РАБОТЕ!




Приложение 1. Опросник «ВСК» А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана

Приложение 2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Приложение 3. Методика изучения общей самооценки Г. Н. Казанцевой

Приложение 4. Методика определения уровня тревожности в ситуациях проверки знаний Е. Е. Ромицыной

Приложение 5. Тест Райдаса «Уверенность в себе»

Приложение 6. Анкета «Правила проведения ГИА»