Исследование
профессионально-психологического профиля педагогов
Еще Я. А. Коменский утверждал, что педагог,
учитель, преподаватель должен оставаться главной фигурой в системе образования.
Именно на плечи учителей и
воспитателей сегодня ложится огромная ответственность
за то, каким будет наше общество. В многофакторной структуре личности педагога
из психологических свойств человека как индивида, личности и субъекта
деятельности исследователи выделяют такие профессионально важные качества как
общая и профессиональная эрудиция, интеллект и специальные способности,
профессиональная направленность и адекватная самооценка, некоторые
нейродинамические свойства и свойства темперамента, характерологические качества
и тип социального поведения.
В настоящее время в отечественной психологии и
педагогике продолжаются исследования профессионально-психологического профиля
педагога (А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, С. В. Кондратьева, Л. М. Митина, З. Ф.
Зеер, В. А. Якунин и др.) Несмотря на некоторые расхождения во взглядах на
профессионально-психологическогический профиль личности педагога, в
отечественной психологии педагог как субъект педагогической деятельности
представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно
субъективных качеств, ключевых конструкций обеспечивающих эффективность
профессиональной деятельности.
С
целью оказания методической помощи
образовательным организациям Донецкой Народной Республики методистом центра
анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО» (Доренской Е.В.) подготовлен
методический кейс «Инструментарий к исследованию
профессионально-психологического профиля педагогов».
В
предложенном кейсе представлены 4 теста:
Тест на определение
типа темперамента А. Белова служит для
определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем
свойств других типов.
Тест на стрессоустойчивость служит
для оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности
контролировать эти качества.
Типы поведения в конфликте. Тест К.
Томаса - один из самых распространенных методик
диагностики поведения личности в конфликтной ситуации.
Методика «Синдром эмоционального
выгорания» о чувствах и переживаниях, связанных с
работой, для определения степени сформированности психологической защиты в
форме эмоционального выгорания.
Полученные
в результате проведенного исследования данные помогут руководителю
образовательной организации в индивидуальной работе с педагогами, в оптимизации
образовательной среды педагогического коллектива.
Материалы методического кейса носят
практико-ориентированный характер. Методический кейс может представлять интерес
для методистов районных (городских)
методических кабинетов (центров), для директоров и заместителей директоров образовательных организаций,
педагогов, психологов.
С материалами
методического кейса можно ознакомиться по ссылке https://goo.gl/ogbne9