Подготовка
к ГИА: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного
процесса
15 декабря 2017 года в Государственном образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский
институт дополнительного педагогического образования» состоялось заседание
круглого стола «Государственная итоговая аттестация – 2018: перспективы
усовершенствования», участники которого обсудили много очень важных вопросов и
большое количество материалов, которые обеспечивают правовую и организационную,
содержательную и методическую подготовку к ГИА.
Однако все эти направления подготовки
предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют
формированию психологической готовности к такому важному в их жизни испытанию.
Поэтому пятый вопрос круглого стола «Обеспечение качественного
психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период подготовки к
государственной итоговой аттестации» (докладчик Иванова И.В., директор
Донецкого Республиканского учебно-методического центра психологической службы
системы образования) был своевременным и актуальным.
В
ходе подготовки к ГИА при отсутствии психологической подготовки, нередко бывает
так, что выпускник знает предмет, умеет решать те или иные типы задач, но в
итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих
силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать
свою деятельность, не владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры
ГИА.
Именно поэтому психолого-педагогическое
сопровождение выпускников в период подготовки к государственной итоговой
аттестации является необходимым направлением работы педагогического коллектива
образовательной организации, и особенно администрации, классных руководителей и
педагогов-психологов.
Практика работы показала, что необходимо
усилить психологическое сопровождение не только обучающихся, но и их родителей,
поскольку они не меньше детей переживают за процесс подготовки и сдачи экзаменов.
Учитывая все вышеперечисленные сложности,
с которыми сталкиваются обучающиеся и их родители необходимо грамотно
организовать и реализовать психологическое сопровождения подготовки всех
участников образовательного процесса к ГИА.
Таким образом, психолого-педагогическое
сопровождение необходимо
проводить
с тремя основными категориями участников образовательного процесса: выпускниками,
педагогами и родителями.
Психологическое
сопровождение обучающихся реализуется по четырем направлениям: просвещение,
диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование.
Важно ознакомить
с процедурой проведения ГИА, используя разнообразные формы работы:
Ø просмотры
видеозаписей с последующим обсуждением, игра-драматизация (проигрывание
процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном);
Ø
групповая дискуссия с целью свободного
обсуждения обучающимися собственных позиций и мнений по обозначенному ведущим
вопросу, что позволит выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими
соображениями с другими членами группы и, в конечном счете, найти ресурсные моменты
в новой форме экзамена.
Ø
неоценимый вклад может внести психолог,
проводя цикл занятий для родителей, направленный на развитие психологической
грамотности родителей при подготовке детей к сдаче ГИА;
Ø тренинги для родителей с целью оптимизации их
эмоционального состояния, снижению уровня тревожности с использованием
различных психологических техник, поскольку как уже было сказано родители не
меньше детей испытывают волнение по поводу предстоящих экзаменов.
Будет правильно, если в образовательных
организациях пройдет цикл занятий для педагогов по профилактике синдрома
эмоционального выгорания.
Необходимо разработать адресные
рекомендации для выпускника, родителей, педагогов. Адресность предполагает, что
рекомендации даются не о подготовке к экзаменам вообще, а с учетом сильных и
слабых сторон учебной деятельности ребенка и развития основных навыков,
необходимых для успешной сдачи ГИА.
Выпуск буклетов, памяток, брошюр, оформление
информационного стенда по данной тематике – помогут правильно организовать психолого-педагогического
сопровождения обучающихся в период подготовки к государственной итоговой
аттестации.
Задача педагогических коллективов – дать
выпускникам знания об их психологических особенностях и умениях эффективно
организовывать свою учебную деятельность.
Такая организация подготовки к ГИА
поможет:
Ø преодолеть
процессуальные трудности, связанные с недостаточной осведомленностью
обучающихся и их родителей о процедуре сдачи экзаменов и получении результатов;
Ø сформировать адекватную стратегию поведения,
снятие
эмоционального напряжения как выпускников так и их родителей во время экзаменов
и в период получения результатов.
Проведение фронтальной диагностики
обучающихся выпускных классов позволит выявить детей, имеющих личностные и
познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА.
На сайте нашего института работает Дистанционная
платформа для подготовки обучающихся к ГИА, где мы на ряду с другими
материалами, размещаем примерный перечень диагностических методик, которые помогут
специалистам общеобразовательных организаций эффективнее организовать работу по
психологическому сопровождению ГИА и комплекты диагностического инструментария
для изучения психологической готовности обучающихся 9, 11 классов к прохождению
ГИА.
В ходе курсовой подготовки в нашем
институте в 2018 году педагогические работники республики будут ознакомлены с
новой программой учебного модуля по теме «Обеспечение качественного
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в
период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации». Работая по
указанной программе, мы ознакомим администрацию, учителей-предметников,
педагогов-психологов с вопросами:
1. Системно-деятельностный
подход при подготовке к государственной итоговой аттестации.
2. Мониторинговые
исследования психологической готовности участников образовательных отношений к
государственной итоговой аттестации.
3. Методическое
координирование профилактики стрессовых состояний обучающихся, родителей и
педагогов в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации.
Наша общая задача сделать все возможное;
Ø для
создания у родителей положительной мотивации в качестве участников образовательного
процесса;
Ø продумать
социально-психологическое сопровождение ребенка;
Ø постараться
выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и
образовательной организации, в которой каждый участник образовательного
процесса чувствовал бы себя защищенным.
Действия,
направленные на подготовку обучающихся к ГИА, должны быть согласованными,
требования к детям - едиными.
Очень важно организовать равноправное,
профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе
индивидуального вклада каждого в общее дело, каковым является система работы
педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ГИА.
Каждый
педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной
сдаче обучающимися экзаменов, и достичь этого можно только совместными
усилиями.
С целью оказания методической помощи общеобразовательным организациям
Донецкой Народной Республики в подготовке к государственной итоговой
аттестации, по результатам круглого стола был подготовлен методический
кейс «ГИА: психологическая поддержка». Материалы
методического кейса носят практико-ориентированный характер. Методический кейс
может представлять интерес для педагогов, психологов, родителей.
Кафедра
менеджмента образования и психологии
Центр анализа и методического сопровождения
среднего общего образования