Осмысление
педагогической сущности мониторинга, как и любого сложного
социально-педагогического явления, связано с познанием внутренне присущих ему
свойств и отношений, состав, описание и интерпретация которых целиком зависят
от конкретных методологических оснований, в ракурсе которых осуществляется его
анализ. Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности
управления и создает необходимое информационное
обеспечение образовательного процесса.
По Закону «Об образовании» Донецкой Народной Республики
образовательные организации обязаны обеспечить оптимальное функционирование
образовательного процесса и качественное достижение результатов образования. Управление
качеством решается в первую очередь
путем использования мониторинга качества.
За последнее время
отделом мониторинга качества образования Донецкого республиканского института
дополнительного педагогического образования накоплен некоторый опыт оценки
эффективности учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного
образования детей. Образовательная деятельность организации дополнительного
образования – это реализация процесса обучения, воспитания и развития личности
ребенка через создание благоприятных условий и мониторинг этой деятельности
должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в
образовательном учреждении условия ее развития.
Следовательно,
основным направлением работы является определение содержания критериев оценки
качества образования обучающихся учреждений дополнительного образования детей.
Здесь качество
образования рассматривается как единство трех составляющих:
Ø качество условий
осуществления образовательного процесса;
Ø качество реализации
образовательного процесса;
Ø качество результатов
образовательного процесса
Задача администрации и
педагогического коллектива учреждения дополнительного образования:
Ø определить достигнутые
социальные эффекты в образовании, воспитании и социальном развитии разных
целевых групп детей и молодежи, включенных в систему дополнительного
образования;
Ø изучить социальный
запрос и степень удовлетворенности услугами дополнительного образования детей и
молодежи со стороны основных групп потребителей: детей и родителей, а также
заинтересованных представителей государственных организаций и общественных
объединений;
Ø содействовать
формированию и эффективному развитию профессионального корпоративного
сообщества педагогов дополнительного образования;
Ø ориентировать в выборе
перспективных схем и моделей развития ключевых направлений в
системе дополнительного образования детей и молодежи.
Среди приоритетных
проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать
следующие:
Ø изучение и
оценку целей, содержания и самих учебных программ;
Ø оценку
качества учебных пособий, дидактических и технических средств;
Ø оценку
эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и
воспитания;
Ø оценку
современных педагогических технологий обучения и воспитания;
Ø создание
диагностической службы для получения научной и объективной информации о
качестве развития образовательной системы и др.
В процессе
мониторинга учреждения дополнительного образования выясняются следующие
вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли
положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами
предыдущих диагностических исследований.