10 января 2017 г.


Мониторинг в образовании, его достоинства и недостатки



Цели и функция мониторинга. Под мониторингом следует по­нимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образо­вания достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процес­сов и результатов образования нормативным требованиям, про­исходящих переменах и прогнозируемых тенденциях. Иначе гово­ря, мониторинг — это стандартизированное наблюдение за обра­зовательным процессом и его результатами, позволяющее созда­вать историю состояния объекта во времени, количественно оце­нивать изменение субъектов обучения и образовательной систе­мы, определять и прогнозировать направления их развития. Ос­новная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования.  

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей ка­чества образования, инструментарий, базы данных для накопле­ния информации, методики анализа, переработки и интерпрета­ции информации, программно-инструментальные средства обра­ботки данных.

Ведущими функциями мониторинга в об­разовании являются: информационная, диагностическая, сравни­тельная и прогностическая. Основная сфера практическо­го применения мониторинга — информационное обес­печение управления качеством образования, осуществляемого раз­личными методами, в том числе и прямым административным вмешательством.

Информация, накапливаемая в системе мониторинга, может использоваться для идентификации проблем в обучении, связан­ных с недостатками в методах преподавания, искажениями в про­порциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебни­ков и др. Она помогает оценивать последствия инноваций в обра­зовании, осуществляемых в государстве, регионе, районе или внут­ри отдельной образовательной организации. Данные мониторинга мотивируют руководство и преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебно­го процесса.

Достоинства и недостатки мониторинга. Совокупность показателей мониторинга всегда согласована с наиболее общими тен­денциями в образовании, выработанными правительством республики и другими органами управления образованием. Сбор обшир­ного количества данных и накопление описательной статистики не только важны для образования, но и име­ют политический смысл. Статистика, описывающая состояние системы образования, может использоваться для демонстрации потребности в образова­тельных реформах, служить доказательством работы управленческого состава в образовании и показывать преимущества проводимых в республике реформ. Некоторые кри­тики систем мониторинга утверждают, что аналитики специаль­но выбирают для сообщения нужную информацию, которая за­висит от политических целей в образовании и способствует уси­лению централизованного контроля со стороны органов управле­ния образованием за результатами обучения.

Манипулирование данными мониторинга становится затруднительным, если они сравниваются с некоторыми стандартными количественными критериями или нормами выполнения тестов, установленными на уровне школы, района или региона. Подоб­ное сопоставление будет давать обоснованные результаты при ус­ловии статистической коррекции данных мониторинга с учетом дополнительных факторов, выравнивающих показатели каждой образовательной организации относительно средних показателей по району. Мониторинг позволяет решать многие повседневные задачи диагностического характера. Например, данные, накапливаемые в  мониторинге образовательной организации, помогают выявить систематические трудности в усвоении отдельных разделов дисциплин, оценить эффективность инновационных методов работы учителей, диагностировать при­чины неудач отдельных учащихся, обоснованно, связав их с предметными, социально-экономическими или другими факто­рами.

В целом система мониторинга в образовательной организации обеспечивает об­ратную связь, позволяющую судить о сильных и слабых аспектах системы обучения.