Мониторинг в образовании,
его достоинства и недостатки
Цели и функция мониторинга. Под мониторингом следует
понимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках
качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения
общества и системы образования достоверной, достаточно полной и
дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов
и результатов образования нормативным требованиям, происходящих переменах и
прогнозируемых тенденциях. Иначе говоря, мониторинг — это стандартизированное
наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать
историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение
субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать
направления их развития. Основная цель
создания системы мониторинга — повышение качества образования.
К составляющим мониторинга относятся:
объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей качества
образования, инструментарий, базы данных для накопления информации, методики
анализа, переработки и интерпретации информации, программно-инструментальные
средства обработки данных.
Ведущими
функциями мониторинга в образовании являются: информационная,
диагностическая, сравнительная и прогностическая. Основная сфера практического
применения мониторинга — информационное обеспечение управления качеством
образования, осуществляемого различными методами, в том числе и прямым
административным вмешательством.
Информация, накапливаемая в системе
мониторинга, может использоваться для идентификации проблем в обучении, связанных
с недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных
планов, просчетами авторов школьных учебников и др. Она помогает оценивать
последствия инноваций в образовании, осуществляемых в государстве, регионе,
районе или внутри отдельной образовательной организации. Данные мониторинга
мотивируют руководство и преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют
повышению ответственности за результаты учебного процесса.
Достоинства и недостатки мониторинга. Совокупность
показателей мониторинга всегда согласована с наиболее общими тенденциями в
образовании, выработанными правительством республики и другими органами
управления образованием. Сбор обширного количества данных и накопление
описательной статистики не только важны для образования, но и имеют
политический смысл. Статистика, описывающая состояние системы образования,
может использоваться для демонстрации потребности в образовательных реформах,
служить доказательством работы управленческого состава в образовании и
показывать преимущества проводимых в республике реформ. Некоторые критики
систем мониторинга утверждают, что аналитики специально выбирают для сообщения
нужную информацию, которая зависит от политических целей в образовании и
способствует усилению централизованного контроля со стороны органов управления
образованием за результатами обучения.
Манипулирование данными мониторинга
становится затруднительным, если они сравниваются с некоторыми стандартными
количественными критериями или нормами выполнения тестов, установленными на
уровне школы, района или региона. Подобное сопоставление будет давать
обоснованные результаты при условии статистической коррекции данных
мониторинга с учетом дополнительных факторов, выравнивающих показатели каждой образовательной
организации относительно средних показателей по району. Мониторинг позволяет
решать многие повседневные задачи диагностического характера. Например, данные,
накапливаемые в мониторинге
образовательной организации, помогают выявить систематические трудности в
усвоении отдельных разделов дисциплин, оценить эффективность инновационных методов
работы учителей, диагностировать причины неудач отдельных учащихся,
обоснованно, связав их с предметными, социально-экономическими или другими
факторами.
В целом система мониторинга в
образовательной организации обеспечивает обратную связь, позволяющую судить о
сильных и слабых аспектах системы обучения.